«Назад

Защита «потребительских» прав при организации отдыха и оздоровления детей

Защита «потребительских»  прав при организации отдыха и оздоровления детей

В целях обеспечения отдыха и оздоровления детей для родителей (опекунов, попечителей) предусмотрена возможность направления детей в лагеря.

 В соответствии со ст. 1Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» к организациям отдыха детей относятся детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.

В оздоровительных учреждениях должен выполняться комплекс мероприятий, обеспечивающих полноценный отдых детей и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, проведение занятий физической культурой, спортом и туризмом, формирование навыков здорового образа жизни, развитие творческих способностей у детей и др. Все эти мероприятия должны проводиться в благоприятной среде обитания при безусловном выполнении санитарно-эпидемиологических требований, направленных на охрану здоровья детей. При оказании услуги исполнители обязаны обеспечить права детей на качество услуги и безопасность для жизни и здоровья.

Следует обратить внимание, что оказание данной услуги, кроме того,  регулируется нормами законодательства о защите прав потребителей; законные представители ребенка и сам ребенок являются потребителями соответствующих услуг: первые - как лица, приобретающие или имеющие намерение приобрести услуги, дети - как лица, пользующиеся услугами. 

При выборе детского лагеря для своего ребенка родители имеют право на получение  информации о лагере и предоставляемых им услугах, которая в обязательном порядке должна быть доведена до заказчика услуг в соответствии с требованиями законодательства (ст.8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»), в частности:

1.о стоимости путевки и условиях приобретения услуг (в т.ч. о стоимости дополнительных услуг, о порядке оплаты),

2.о правилах и условиях эффективного и безопасного использования услуг (в т.ч. о правилах внутреннего распорядка, о правилах посещения детей родителями в период пребывания в лагере и т.д.),

3.об адресе (месте нахождения), фирменном наименовании (наименовании) исполнителя.

4.сведения о номере лицензии и сроках ее действия, а также информация об органе, выдавшем лицензию (на медицинскую деятельность действующего в лагере медицинского кабинета; на образовательную деятельность при осуществлении образовательной деятельности).

5.о порядке доставки и отправки детей, об условиях размещения и проживания и иные сведения, характеризующие объем и номенклатуру услуг по путевке.

 

Услуги по обеспечению отдыха детей и их оздоровления предоставляются учреждениями на основании заключения договора с потребителями, под которыми в данном случае следует понимать родителей, усыновителей, опекунов  или попечителей. В договоре должны быть указаны существенные условия (срок пребывания ребенка в лагере, условия проживания, питания, программа пребывания детей и т.д.).

В случаях, когда следствием несоблюдения соответствующих обязательных требований  явилось причинение вреда здоровью (жизни) находящихся на отдыхе детей, потребитель имеет право на возмещение имущественного и морального  вреда.

Право потребителя на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу вследствие ненадлежащего обеспечения безопасности услуги (работы), установлено ст. 1095 Гражданского кодекса РФ и ст. 14 Закона РФ.

Важно отметить, что право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие оказания некачественной услуги (работы), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет.

Статьей 1087 Гражданского кодекса РФ также установлено, что в случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцати лет (малолетнего) и не имеющего заработка (дохода), лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить расходы, вызванные повреждением здоровья.

Помимо этого, ст. 29 Закона установлено право потребителя в случае обнаружения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).

Необходимо обратить внимание, что исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью потребителя, однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска (ст. 208 ГК РФ).

Общий срок исковой давности, равный трем годам, применяется в случае предъявления требования о возмещении вреда, причиненного имуществу.

При отказе в удовлетворении требований в добровольном порядке потребитель вправе обратиться в суд с исковым заявлением, дополнительно предъявив требование о компенсации морального вреда (ст. 15 Закона).

В соответствии со ст. 15 Закона моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

При удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом, которые не были удовлетворены в добровольном порядке исполнителем, суд взыскивает с ответчика штраф в размере 50-ти % от цены иска (п. 6 ст. 13 Закона).

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, – его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора.

На основании ст. 40 Закона Управление Роспотребнадзора по Саратовской  области может быть привлечено судом, в том числе по инициативе истца, к участию в деле для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителя.

Отдел защиты прав потребителей