Анализ обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг

Анализ обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей  финансовых услуг

За последние 10 лет финансовый сектор развивался быстрыми темпами, а благодаря росту доходов у потребителей появилось больше средств для инвестиций, однако население не всегда имеет опыт их использования. Ликвидировать этот диссонанс можно только,  защитив права потребителей. В этой связи существует потребность в защите публичными средствами интересов потребителей, как наиболее слабой стороны в финансовых правоотношениях.

Управление, реализуя свои полномочия во всех сферах потребительских правоотношений, продолжает отстаивать интересы граждан, прежде всего, на приоритетных направлениях, одним из которых является обеспечение защиты прав потребителей в сфере оказания финансовых услуг.

В 2013 году по различным аспектам защиты прав в сфере оказания финансовых услуг поступило 150  обращений граждан, что составляет 4,4 % от общего количества обращений по вопросам защиты прав потребителей.

Жалобы поступали в отношении следующих организаций: ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»,  ЗАО «Банк Русский Стандарт»,  Национального Банка «Траст» (ОАО), Коммерческого банка «Ренессанс Капитал» (ООО), ОАО «Альфа-Банк», Инвестиционного Банка КИТ Финанс (ОАО), ООО «Банк Уралсиб», ОАО «ОТП Банк», ЗАО «Коммерческий Банк ОТКРЫТИЕ», ОАО КБ «Восточный Экспресс банк», ООО «Магазин Малого Кредитования», ЗАО «Связной Банк», ОАО «Быстробанк»,  ОАО «Сбербанк России», Коммерческий Банк «Европлан», КБ «Русьславбанк», ООО «Русфинанс Банк».

Из анализа обращений, следует, что количество обращений на неправомерное взимание платы кредитными организациями  за расчетно-кассовое обслуживание, выдачу кредита значительно уменьшилось, обращения потребителей по вопросу взимания платы за открытие и ведение ссудных счетов не поступали.

В жалобах граждане сообщают о фактах:

-           сокрытия информации, необходимой для взвешенного принятия решения о заключении договора;

-           удержания дополнительных комиссий при кредитовании;

-           обуславливания приобретения одной услуги обязательным приобретением другой услуги (открытие счета при заключении договора кредитования, заключение договора личного страхования при заключении договора кредитования);

-           несогласия с начисленной суммой задолженности по кредитному договору с использованием карты;

-           злоупотребления правом при взыскании долга и др.

В результате рассмотрения обращений по вопросам защиты прав потребителей, поступивших в 2013 году, Управлением в пределах полномочий принимались различные меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных  прав, свобод и законных интересов граждан.

В 86  % случаев заявителям были даны необходимые разъяснения (большая часть поступивших обращений граждан связана с претензиями имущественного характера; в  случаях отказа от добровольного удовлетворения имущественных требований, Управлением разъяснялось гражданам право на защиту нарушенных прав в суде, порядок привлечения государственного органа для дачи заключения по делу), 6 % обращений  направлено на рассмотрение в другой государственный орган в соответствии с компетенцией, по 22  % обращениям граждан, связанных с нарушением прав потребителей финансовых услуг были проведены внеплановые проверки или принимались решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Значительное место в деятельности Управления Роспотребнадзора по Саратовской  области занимала профилактическая работа, направленная на защиту прав потребителей. В результате в добровольном порядке удовлетворено 8,7 %  обращений (в абсолютном выражении – 15 обращений)  потребителей гражданско-правового характера, тем самым потребителям возвращено около 20,0 тыс. руб.

Для обеспечения защиты прав потребителей гражданско-правовыми методами, Управлением разработаны бланки исков. Типовые исковые заявления и бланки заявлений о привлечении управления Роспотребнадзора по Саратовской области, как государственного органа, для дачи заключения по делу высылаются обратившимся гражданам. Поступающие в Управление сведения свидетельствуют об использовании гражданами данных материалов.

Отдел защиты прав потребителей