Об итогах деятельности управления Роспотребнадзора по Саратовской области в сфере оказания финансовых услуг за 9 месяцев 2017 года

Об итогах деятельности управления Роспотребнадзора по Саратовской области в сфере оказания финансовых услуг за 9 месяцев  2017 года

За 9 месяцев 2017 года по различным аспектам защиты прав граждан в сфере оказания финансовых услуг поступило 279 обращений граждан.

Большинство (80,5 %) обращений связано с вопросами  по заключению/исполнению кредитных договоров; 15,0 % – микрофинансовых услуг;  4,5 % - с деятельностью страховых организаций. Значительная часть поступивших обращений граждан содержит претензии имущественного характера, по данным обращениям Управлением даны разъяснения об имеющихся правах потребителей, механизме реализации предоставленных прав, в том числе о порядке привлечения Управления в гражданский процесс для дачи заключения по делу.

За 9 месяцев  2017 года  Управлением  проведено - 11  проверок  финансовых организаций, из них 9 плановых проверок;  вынесено 23 определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Основными нарушениями, выявленными в ходе проведения мероприятий по контролю, являются:

 1. включение в договора потребительского кредита условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ), а именно:           

- условие о праве кредитора по безакцептному списанию денежных сумм с любого счета заемщика;

- условие, предусматривающее право банка на внесение в одностороннем порядке изменений в  условия и тарифы;

- условие договора потребительского кредита, предусматривающее  взимание Банком с заемщиков  платы за услугу подключения к программам страхования;

- условиями  договора потребительского кредита не предусмотрена возможность самостоятельного определения заемщиком выгодоприобретателя по договору страхования;  выражения согласия или отказа от передачи персональных сведений третьим лицам.

2.   нарушение права потребителя на получение в доступном виде необходимой и достоверной информации об  услуге (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ).

Кроме того, Управлением возбуждено 28 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1, 2 ст. 14.8 КоАП РФ,  в отношении микрофинансовых организаций по информации, предоставленной в материалах надзорной деятельности Отделения по Саратовской области Волго-Вятского Главного управления Центрального банка Российской Федерации, органов прокуратуры.

 Всего за 9 месяцев  2017 года Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области  в данном секторе потребительского рынка  составлено  47 протоколов об административном правонарушении,  вынесено 37  постановлений по делам об административном правонарушении, из них:  1 -  в отношении страховой компании, 15 - в отношении организаций банковского сектора, 21 – в отношении микрофинансовых органищий. 

В соответствии с ч. 1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ и п. 3 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей»  Управление Роспотребнадзора по Саратовской области 23 раза вступало в судебные процессы путем дачи заключений по гражданским  делам по искам заемщиков – потребителей в отношении коммерческих организаций. Управлением направлено  исковое заявление в суд общей юрисдикции в защиту нарушенных прав конкретного потребителя, которое было удовлетворено  в полном объеме.

Деятельность Управления по обеспечению защиты прав потребителей в сфере предоставления финансовых услуг будет продолжена.

Для получения  необходимых консультаций потребители могут обратиться в Управление по телефону «горячей линии» 8-800-100-18-58  или в отдел защиты прав потребителей по телефону 8-845-2-22-85-90.

Отдел защиты прав потребителей