Основные нарушения, выявляемые Управлением при проверках кредитных организаций

Основные нарушения, выявляемые Управлением при проверках кредитных организаций

Сфера услуг в социально-экономической системе общества создает благоприятные условия для жизни людей. Качество, ассортимент и доступность предоставляемых услуг является важнейшей составляющей формирования высокого качества жизни.

Начиная с 2007 года,  Управление системно проводит  работу, направленную на обеспечение прав потребителей на рынке финансовых услуг, результатом которой являются существенные положительные изменения как в структуре «охваченности» населения государственно-правовой защитой, так и повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности.  В основном деятельность Управления осуществляется в секторе  банковской деятельности.

Управлением проведен анализ деятельности кредитных организаций в ходе 13 проверок, 12  административных расследований. По результатам проверок выданы предписания о прекращении нарушений прав потребителей; анализ показывает, что банки вносят изменения в деятельность, однако  данный процесс происходит медленно. Это видно из существа выявляемых  нарушений:

1. включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителей (ч.2.ст.14.8  КоАП РФ), а именно:

- условие, устанавливающее обязанность заемщика по оплате комиссии за досрочное погашение кредита,

- условия, устанавливающего обязанность заемщика по оплате по тарифам, установленным Банком за предоставление графика платежей по заявлению Заёмщика более одного раза в год,

- условия, ущемляющего установленные законом права потребителей в связи с возложением обязанности заемщика по страхованию рисков, в частности риска причинения вреда жизни заемщика и потери трудоспособности заемщиком на срок действия договора,

- условия, устанавливающего право банка на изменение тарифов банка,

- условия, устанавливающего ограничение свободы выбора исполнителя услуги страхования,

- условия, предусматривающего право кредитора  передавать свои права по кредитному договору другому лицу без согласия заемщика,

- условия, предусматривающего право банка о взимании платы за выдачу справок о состоянии задолженности заемщика-гражданина по кредиту,

- условия, предусматривающего право банка одностороннего расторжения договора в случаях, не предусмотренных нормами Гражданского кодекса Российской Федерации,

- условия,  предусматривающего запрет потребителям  досрочного возврата кредита в течение определенного времени, что  нарушает права потребителя

- условия, предусматривающего обязанность заемщика по оплате  комиссионного вознаграждения за оказание услуг, связанных с обслуживанием кредита, включенных в расчет полной стоимости кредита.

2. не предоставление необходимой информации о полной сумме, подлежащей выплате потребителем  в рублях,  об условиях кредитования и оказания дополнительных услуг, непредставление полной и достоверной информации об исполнителе, оказываемой услуге (сфере расчетов  через платежного агента)  (ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ).

По фактам выявленных нарушений составлено 11 протоколов об административных правонарушениях по статьям ч.ч. 1, 2  ст. 14.8, 14.7  КоАП РФ. По результатам рассмотрения материалов дел Управлением вынесено 13 постановлений о наложении административного наказания на юридические лица, 7 из которых вступили в законную силу.  

Важнейшей превентивной мерой по предупреждению нарушений прав потребителей является  консультирование населения в сфере оказания финансовых услуг. В связи с этим, в 2013 году проведен целый ряд мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения: организация «горячих линий» связи,  мероприятий по празднованию Всемирного дня защиты прав потребителей, осуществление непосредственного консультирования потребителей по вопросам защиты их прав,  постоянное ведение  дистанционной работы с потребителями через сеть Интернет.

Отдел защиты прав потребителей