«Назад

Информация для потребителей жилищно-коммунальных услуг

Информация для потребителей жилищно-коммунальных услуг

В адрес Управления Роспотребнадзора по Саратовской области поступают многочисленные обращения граждан о нарушении их прав организациями жилищно-коммунального комплекса в части приостановления предоставления коммунальной услуги «горячее водоснабжение» потребителям, своевременно и полностью выполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг и не имеющим задолженности за данные услуги.

В этой связи следует иметь ввиду, что отношения, вытекающие из договора о предоставлении коммунальных услуг, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 (далее Правила) и иными нормативными правовыми актами.

Так, в соответствии с п.п. 6, 49 Правил исполнитель обязан предоставить горячее водоснабжение - круглосуточно, надлежащего качества, подаваемое в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.

В пункте 51 Правил указано, что  потребитель  имеет право получать в необходимых объемах  коммунальные услуги  надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.

Согласно п. 80 Правил исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае:

а) неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения;

б) проведения планово-предупредительного ремонта и работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме;

в) выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам;

г) получения соответствующего предписания уполномоченных государственных или муниципальных органов;

д) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования) мощностью, превышающей технические характеристики внутридомовых инженерных систем, указанные в техническом паспорте жилого помещения;

е) неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных систем, за техническое состояние которых отвечает потребитель, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни и безопасности граждан, удостоверенного подразделением государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации или иным органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем, а также внутриквартирного оборудования установленным требованиям.

Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов)  потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается (п. 85 Правил).

Таким образом, действия исполнителя коммунальных услуг по ограничению предоставления коммунальных услуг потребителям, своевременно оплачивающим коммунальные услуги и не имеющим задолженности за данные услуги, являются неправомерными.

Согласно пункту 3 Правил   под исполнителем  следует понимать юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Основаниями наступления гражданско-правовой ответственности исполнителя жилищно-коммунальных услуг за нарушение прав потребителей на получение данных услуг надлежащего качества будут соответствующие положения ст.ст. 4, 7 Закона № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей».

По общему правилу, закрепленному п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав граждан осуществляется судом.

В соответствии с п. 2 ст. 17 настоящего Закона Вы вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика.

В соответствии с п. 3 той же ст. 17 при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.

Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона № 2300-1 потребитель при наличии вины ответчика за нарушение его прав вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

На основании ст. 47 Гражданско-процессуального кодекса РФ, п. 3 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» по инициативе истца Управление Роспотребнадзора по Саратовской области может быть привлечено к участию в судебном процессе для дачи заключения по делу о нарушении прав потребителей, предусмотренных Законом РФ «О защите прав потребителей».