«Назад

Протокол «Всероссийского совещания специалистов по радиационной гигиене» от 13 октября 2011 года

ПРОТОКОЛ

13 октября 2011 года

Всероссийского совещания

специалистов по радиационной

гигиене 11-13 октября 2011 года

 

Председательствовал:

Онищенко Г.Г. - Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

 

Сопредседатель

Кузькин Б.П. – заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Аксенова О.И. - начальник Управления санитарного надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Горский А.А.– заместитель начальника Управления санитарного надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

 

Присутствовали:

Руководители и специалисты отдела организации санитарного  надзора по радиационной гигиене и отделов управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и железнодорожному транспорту

 Руководители и специалисты подразделений по радиационной гигиене ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте

Представители НИИ радиационной гигиены им. профессора П.В. Рамзаева, РМАПО, ФМБА России, Минобороны России, ФСО России, управления делами Президента Российской Федерации.

 

Вопросы организации и обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора по радиационной гигиене.

 __________________________________________________________________

(Онищенко Г.Г., Кузькин Б.П., Аксенова О.И., Горский А.А., Бокитько Б.Г., Митрохин О.В., Степанов В.С., Сенников С.В., Белявская И.А.,      

Матюхин С.В., Вешнякова Н.М., Барковский А.Н., Стамат И.П., Кадука М.В., Брук Г.Я., Тутельян О.Е., Русановская Е.В.,Поцяпун Н.П., Лазаренко В.Н., Даричева О.А., Калинина М.В., Горский Г.А., Дубровская Л.Л.,

Лазебная Л.В., Ерёмина Л.А., Григорьев А.И., Акиньшина А.А.)  

 

1. Специалистами Роспотребнадзора проводится работа по реализации требований Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.99г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также по нормативно-правовому обеспечению в части требований обеспечения радиационной безопасности населения Российской Федерации.

В рамках совершенствования нормативно-правовой базы разработаны: новые санитарные правила:

СП 2.6.1.2612-10 «Санитарные правила и нормативы «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)»;

СанПиН 2.6.1.2819-10 «Обеспечение радиационной безопасности населения, проживающего в районах проведения (1965-1988 гг.) ядерных взрывов в мирных целях»;

СанПиН 2.6.1.2800-10  «Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения»;

СанПиН 2.6.1.2802-10 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при проведении работ со скваженными генераторами нейтронов»;

СП 2.6.1.2622 -10 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности на объектах хранения газового конденсата в подземных резервуарах, образованных с применением ядерно-взрывной технологии»;

СанПиН 2.6.1.2749 –10 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с радиоизотопными термоэлектрическими генераторами»;

СанПиН 2.6.1.2573-10 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации ускорителей электронов с энергией до 100 МэВ».

Составляющей компонентой государственной политики являются вопросы обеспечения радиационной безопасности населения России.  Особенности  настоящей радиационной ситуации на территории  Российской Федерации  сложились в связи с такими факторами как испытание ядерного оружия и его последствия, проведение мирных атомных взрывов на территории более чем 20 субъектов Российской Федерации, последствия  радиационных аварий на производственном объединении «Маяк», последствия Чернобыльской катастрофы с загрязнением (до настоящего времени) территории   центральной части России, наличие ядерного флота, АЭС.    По данным, полученным из радиационно-гигиенических паспортов организаций, в стране имеется более 18 тысяч радиационных объектов. Среди них – десятки промышленных и исследовательских ядерных реакторов, сотни мощных гамма-установок и ускорителей, хранилищ радиоактивных отходов, десятки тысяч закрытых радионуклидных источников и рентгеновских аппаратов. Каждый из этих источников при потере над ним контроля таит в себе потенциальную опасность для здоровья людей.

При этом  следует учитывать, что  обеспечение ядерной и радиационной безопасности России, как один из самых актуальных вопросов, включает крупные взаимосвязанные государственные задачи обеспечения безопасного развития ядерной энергетики, успешное развитие которой невозможно без решения проблем неблагоприятного воздействия ионизирующего излучения на здоровье населения и персонала, а также социальных  последствий связанных с прошлыми авариями.

 В последние годы в лучевой диагностике и терапии произошел революционный прорыв, обусловленный появлением принципиально новых «цифровых» технологий. В связи с этим огромное значение имеют вопросы радиационной защиты населения при медицинском облучении. Это требует соответствующего методического обеспечения  надзора и радиационной безопасности населения в лучевой диагностике и терапии. В данном направлении следует принимать во внимание, что медицинское облучение  практически касается каждого жителя России, в 2010 году в среднем на одного жителя страны проведено 1,65  медицинской рентгенорадиологической  диагностической процедуры.

Не менее разнообразна характеристика природных источников ионизирующего излучения, которые воздействуют на население, как в производственной сфере, так и в повседневной жизни и быту. Природные радионуклиды содержатся в воздухе жилых и служебных помещений (радон), в строительных материалах, сырье, которое используется для производства предметов первой необходимости,  в том числе бытового назначения и  даже в детских игрушках. Работающее население часто подвергается повышенным уровням облучения природными источниками излучения в нефтегазовой отрасли и металлургии, при производстве минеральных удобрений и многих других  областях, связанных с добычей, переработкой и использованием полезных ископаемых.  

Нормы радиационной безопасности – это основополагающий документ в системе гигиенического нормирования в области радиационной безопасности населения.

За последние годы практически переработаны или разработаны вновь санитарные правила по использованию источников ионизирующего излучения  при различных видах деятельности человека  по отдельным видам и типам источников и (или) радиационных объектов и отраслям промышленности, а также  методические указания и рекомендации по отдельным частным вопросам радиационного контроля, расчета доз и т.д.

Содержащаяся в нормативных документах система гигиенических норм и правил в области радиационной безопасности населения основана на современных достижениях Российской гигиенической науки и мировой практики нормирования и соответствуют принятым в настоящее время международным рекомендациям в этой области. Она составляет основу системы обеспечения радиационной безопасности на территории Российской Федерации, которая показала достаточно высокую эффективность, надежно обеспечивает приемлемый уровень контроля и управления за радиационной безопасностью населения.

Однако для реализации  работы  по обеспечению радиационной безопасности населения и  осуществлению надзора за выполнением требований санитарных норм и правил  необходимы высокая квалификация сотрудников органов и организаций Роспотребнадзора.  На 1 января 2011 года в 83 центрах гигиены и эпидемиологии  функционировали 57 самостоятельных подразделения по радиационной гигиене (отдел, лаборатория) и 29 групп  входящих в состав других лабораторий (отделов).

В составе управлений Роспотребнадзора функционировало  всего 14 отделов надзора за радиационной безопасностью, даже на территориях пострадавших в результате радиационных аварий в настоящее время количество специалистов имеющих сертификат специалиста по радиационной гигиене постоянно снижается.

Сто процентов специалистов имеют сертификаты в Межрегиональных центрах (МРЦ) в Северо-Западном федеральном округе (г. Санкт-Петербург). Не имеют сертификаты в МРЦ в Северо-Кавказском федеральном округе (Ставропольский край) и Центральном федеральном округе (г.Москва).

Сто тридцать один человек (22,5 %) имеют квалификационные категории по специальности радиационная гигиена. Наибольшее количество специалистов (48%) имеет квалификационные категории в МРЦ в Северо-Западном федеральном округе (г.Санкт-Петербург). Не имеют квалификационных категорий специалисты в 3-х МРЦ (в Северо-Кавказском федеральном округе (Ставропольский край), Центральном федеральном округе (г.Москва), Южном федеральном округе (Ростовская область).

Сорок процентов (231) человек за последние пять 5 лет не прошли обучение по вопросам радиационная гигиена.      

Сто процентов специалистов имеют подготовку в МРЦ в Северо-Западном федеральном округе (г.Санкт-Петербург).

Нет обучения ни у одного человека в 8 субъектах Российской Федерации: Волгоградская, Пензенская, Амурская, Магаданская области, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Марий Эл и Ненецкий автономный округ.

Следует отметить, что в значительной мере  вопросы обеспечения работы по радиационной гигиене решаются лучше в регионах, где удалось наладить тесное взаимопонимание  среди специалистов управления Роспотребнадзора и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в том числе при расследовании и ликвидации последствий радиационных аварий и инцидентов, которых на территории Российской Федерации ежегодно регистрируется около 200. 

Для решения задачи постоянного и эффективного надзора за радиационной безопасностью в конце 90-х годов в Российской Федерации (В соответствии с Федеральным законом «О радиационной безопасности населения») разработана и внедрена единая система информационного обеспечения радиационной безопасности населения Российской Федерации, включающая радиационно-гигиеническую паспортизацию и Единую государственную систему контроля и учета доз облучения жителей России (ЕСКИД). 

Удалось обеспечить скрининг  деятельности объектов, использующих источники ионизирующего излучения, по всей территории России. В настоящее время  в работу включены более 18 тысяч организаций и  органы исполнительной власти всех 83 субъектов Российской Федерации.

Следует отметить хорошее качество паспортов, подготавливаемых в г. Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийском автономном округе, Ленинградской, Нижегородской, Тульской, Ярославской, Ульяновской областях.

Радиационно-гигиенические паспорта и ЕСКИД  содержат  в основном всю информацию характеризующую радиационную обстановку и состояние радиационной безопасности на радиационных объектах и на территории субъектов Российской Федерации.  Обеспечение  функционирования на территории России радиационно-гигиенической паспортизации и ЕСКИД, являющихся на сегодняшний день важным и достоверным источником регулярной информации о состоянии радиационной обстановки и радиационной безопасности населения субъектов Российской Федерации и России в целом  является государственной задачей. Объем этой информации достаточен для достоверной оценки текущего состояния радиационной безопасности и, при необходимости, выработки обоснованных управленческих решений по ее нормализации.

Результаты паспортизации показали, что в структуре коллективных доз облучения населения во всех субъектах Российской Федерации ведущее место занимают природные и медицинские источники ионизирующего излучения, независимо от наличия послеаварийных загрязнений (чернобыльских или в результате деятельности ПО "Маяк"). На долю всех иных источников, в том числе и за счет прошлых радиационных аварий, в целом по Российской Федерации приходится менее 1 %.

По субъектам Российской Федерации в структуре доз облучения населения имеются значительные отличия, анализ которых является основанием для разработки направлений деятельности по надзору за обеспечением радиационной безопасности населения в субъектах Российской Федерации.

В различных субъектах Российской Федерации вклад в дозу облучения населения природных источников составляет от 73,4 % до 97,6 %. Среднее по Российской Федерации значение вклада в коллективную дозу облучения населения природными источниками ионизирующего излучения составляет 84,9 %. Для 13 субъектов Российской Федерации (Республики Адыгея, Бурятия, Алтай, Дагестан, Ингушетия, Марий Эл, Тыва, Чеченская, Чувашская; Ставропольский край, Белгородская и Ленинградская области, Ямало-Ненецкий автономный округ) он превышает 90,0 %.

В Республиках Адыгея,  Алтай и Тыва, в Забайкальском крае  значительные группы населения получают эффективную дозу за счет природных источников выше 5 мЗв/год.

Наиболее значительный вклад в дозу облучения человека природными источниками ионизирующего излучения вносит радон. За последние годы по содержанию радона в воздухе не соответствовали гигиеническим нормативам 6 % обследованных помещений эксплуатируемых и строящихся жилых зданий.

Превышение гигиенического норматива содержания радона для строящихся жилых и общественных зданий отмечено в 19 субъектах Российской Федерации (Чувашская Республика, Республики Тыва и Башкортостан, Кемеровская, Кировская, Новосибирская, Свердловская, Белгородская области, Красноярский край и др.).

Превышение гигиенического норматива содержания радона для эксплуатируемых жилых и общественных зданий зарегистрировано в 18 субъектах  в том числе Республике Алтай, Ставропольском, Красноярском и Забайкальском краях, Ивановской, Магаданской, Свердловской, Кемеровской областях и др.

 За последние 5 лет достигнуто достаточно стабильное положение радиационной безопасности при контроле строительных материалов, по его результатам можно сказать, что свыше 90 % исследуемых изделий и сырья относятся к 1 классу и могут использоваться без ограничения в строительстве.

Количество медицинских организаций с использованием различных типов источников ионизирующего излучения постоянно растет. Тенденция увеличения количества медицинских объектов связана, как правило, с открытием рентгеновских кабинетов в частных стоматологических клиниках, в том числе в Республиках Башкортостан и Татарстан, Алтайском и Краснодарском краях, Калининградской, Московской, Оренбургской, Ростовской, Свердловской, Тюменской областях, городах Москва и Санкт-Петербург.  В связи с этим,  число жалоб в Роспотребнадзор на незаконное открытие рентгеновских кабинетов в жилых домах постоянно увеличивается. Следует уделить данному вопросу большее  внимание,  в  первую очередь, на строгое соблюдение санитарных правил при выдаче разрешений на размещение медицинских рентгеновских установок в жилом фонде. 

В последние 3 года активно выявилась тенденция роста доз за счет компьютерной томографии, как современного и более информативного метода исследования, по международным данным эта тенденция  сохраняется во всех развитых странах  и в дальнейшем ожидается дальнейшее увеличение доз облучения населения от данного вида облучения.

В настоящее время наибольший вклад в коллективную дозу медицинского  облучения пациентов  при диагностических исследованиях вносят  рентгенографические исследования и компьютерной томографии.

Дозы медицинского облучения населения Российской Федерации с использованием источников ионизирующего излучения в диагностических исследованиях, в целом  постепенно сокращаются. За последние пять лет средняя доза медицинского облучения по России уменьшилась с 0,63 до 0,57 мЗв на жителя в год, а средняя доза на процедуру уменьшилась почти на 20 %. Одной из причин этого стало  оснащение лечебных учреждений низкодозовой рентгеновской аппаратурой в рамках национального проекта «Здоровье» и повышением качества учета доз пациентов. В результате переоснащения за период 2006-2010 гг. доля рентгенодиагностических аппаратов со сроком эксплуатации свыше 10 лет в ряде субъектов Российской Федерации значительно сократилась (Ленинградская, Ярославская, Оренбургская, Ивановская области; Краснодарский край; Ханты-Мансийский АО и др.). Так, в Кабардино-Балкарской Республике в медицинских учреждениях заменено до 91 % от общего числа эксплуатируемых рентгенаппаратов.

Это направление работы следует постоянно развивать путем подготовки предложений в органы исполнительной власти и муниципальные органы  о подготовке региональных программ по постоянной замене рентгеновского оборудования,  включающих в том числе обучение рентгенологов работе на новой технике, повышение квалификации медицинских работников рентгеновских кабинетов, приобретение средств защиты  в первую очередь в детских  медицинских учреждения.

С момента аварии на японской АЭС  проводился ежедневный радиационный мониторинг обстановки в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа. Проведены исследования во всех объектах окружающей человека среды (почва, вода, воздух, снег, продукты моря, перелетная птица,  и др.), был введен радиационный контроль за продуктами питания, поступающими из Японии, грузами и лицами, прибывающими морским и воздушным транспортом.

Разработаны планы работы органов и организаций Роспотребнадзора по обеспечению радиационной безопасности населения и организации радиационного контроля за радиационной обстановкой для  всех возможных сценариев развития аварии.

Фактов повышения радиационного фона, содержания радионуклидов в объектах окружающей среды до уровней, способных нанести вред здоровью населения, фактов радиационно-загрязненной продукции на территории Российской Федерации не установлено.

Анализ данных социально-гигиеническогомониторинга содержания радионуклидов в продуктах питания местного производства, питьевой воде, почве, строительных материалах, и контролируемых параметров на объектах государственного санитарно-эпидемиологического надзора позволил в каждом субъекте Российской Федерации определить особенности радиационной обстановки. Уровни гамма-фона выше фоновых зарегистрированы только на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате прошлых радиационных аварий.

В последние годы в работе лабораторий стали широко использоваться современные виды инструментальных исследований, такие как гамма-дозиметрия, радиометрия, сцинтилляционная гамма-бета-спектрометрия, позволяя  получить оперативно достоверные результаты и снизить до минимума вероятность поступления потребителям продукции, не соответствующей гигиеническим требованиям по показателям радиационной безопасности.

Увеличилось число исследований с применением радиохимических методов, позволяющих провести оценку фактического содержания радионуклидов в пробах. Данный метод исследования питьевой воды уже дал достоверные результаты оценки внутренних доз облучения населения, однако  все еще недостаточно используется данный метод при исследовании пищевых продуктов местного производства. Это не позволяет получить необходимую информацию для расчета доз.

При осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за объектами, на которых используются источники ионизирующего излучения, доля объектов, проверенных с привлечением специалистов центров гигиены и эпидемиологии выросла с 49,2% в 2007г. до 54,6% в 2010г, при том, что количество проведенных проверок за этот период значительно снизилось: с 9 460 объектов (57,4%) в 2007г. до 5 333 объектов (29,2%) в 2010г.)

Доля исследований, выполненных при обеспечении функций по контролю и надзору, в том числе при проведении социально-гигиенического мониторинга, в 2010 году составила 5,2% (1185,6 тыс. исследований), в 2009 г. - 4,7 % (878,5 тыс. исследований). В 2010 г. центрами гигиены и эпидемиологии было обследовано 26,0 % источников централизованного водоснабжения по показателям суммарной альфа- или бета- активности (в 2006 г. - 18 %).

Меры административного воздействия применялись адекватно при выявлении нарушений санитарных правил. Однако только в 46,9 % проверок были выявлены нарушения санитарного законодательства и применялись административные меры воздействия, 53 % проверок  нарушений не выявили.

В ряде субъектов Российской Федерации где особенности радиационной обстановки определяются  ранее произошедшими радиоактивными загрязнениями. Объем радиационного контроля и осуществление надзора должно быть направлено на минимизацию последствий аварии и снижении доз облучения от всех видов источников.

В настоящее время на загрязненных вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС территориях проживают около 1,5 млн. человек в более чем 4 тысячах населенных пунктах  14 субъектов Российской Федерации: (Республика Мордовия, Белгородская, Брянская, Воронежская, Калужская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Орловская, Пензенская, Рязанская, Тамбовская, Тульская, Ульяновская области).

Для большей части населенных пунктов на загрязненных территориях средние годовые эффективные дозы населения, обусловленные радиоактивным загрязнением вследствие Чернобыльской аварии, не превышают установленного норматива 1 милиЗиверт в год. Однако для жителей около 300 населенных пунктов Брянской области и 2 населенных пунктов Калужской области ежегодная доза облучения населения пока превышает установленный Федеральным законом норматив.

Зоны радиоактивного загрязнения в результате прошлых аварий на ПО «Маяк» охватывают территории, расположенные в 3 субъектах Российской Федерации: Курганской, Свердловской и Челябинской областях. В рамках специальной экологической программы «Реабилитационные мероприятия на радиационно загрязненных участках в пойме реки Теча в пределах станции Муслюмово» проводится переселение жителей с. Муслюмово Челябинской области, где отмечено превышение основного предела доз техногенного облучения для населения, и реабилитационные работы поймы р. Теча.

В ходе совещания также рассматривались вопросы:

- о совершенствовании системы непрерывного профессионального образования в части специализации и повышения квалификации специалистов по вопросам обеспечения радиационной безопасности населения, радиационной гигиене;

- об отсутствии  в ряде субъектов Российской Федерации должного уровня взаимодействия  между представителями федеральных министерств и ведомств  и органами исполнительной власти, в части  оперативного обеспечения вопросов радиационной безопасности населения, в том числе   информационного обмена  и работ по ликвидации аварийных ситуаций и инцидентов при  обнаружении  радиационных  загрязнений и  потере контроля над радиационными источниками;

- об отставании  лабораторной базы ФГУП «Центры гигиены и эпидемиологии» в обеспечении современными методами исследования  оперативного радиационного контроля за соблюдением  гигиенических нормативов, установленных санитарными нормами и правилами;

- об отсутствии должной аналитической  работы  в субъектах Российской Федерации по  отдельным объектам, использующим источники ионизирующего излучения (в том числе дозам облучения персонала и населения от медицинских источников ионизирующего излучения);

- о необходимости проведения дополнительных мероприятий по повышению уровня готовности к аварийному реагированию органов и учреждений Роспотребнадзора;

- о необходимости проведения работы с населением по повышению грамотности в части обеспечения радиационной безопасности;

- о необходимости дальнейшего совершенствования нормативной базы по разделу радиационной гигиены.

Решили:

1. Управлению санитарного надзора Роспотребнадзора.

1.1. Подготовить проект методических рекомендаций по осуществлению санитарно-эпидемиологических мероприятий при ликвидации последствий радиационной аварии и представить для утверждения в срок до 15 декабря 2011 года

1.2. Провести в течение 2012 года совещание специалистов по вопросу обеспечения радиационной безопасности в медицине.

1.3. Продолжить работу по совершенствованию радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий, использующих источники ионизирующего излучения и ЕСКИД.

1.4. Организовать проведение в течение 2012 года проведение межрегиональных семинаров на которых рассмотреть вопросы аварийного реагирования в регионе и обеспечение радиационной безопасности при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.

2. Руководителям управлений Роспотребнадзорапо субъектам Российской Федерации и железнодорожному транспорту:

2.1. Усилить надзор за обеспечением радиационной безопасности населения учитывая требования Основных санитарных правилах обеспечения радиационной безопасности населения  ОСПОРБ 99/2010 и выше указанных правил.

2.1. Установить контроль за своевременным направлением в Роспотребнадзор внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 11.

2.2. Проработать на уровне субъекта Российской Федерации вопрос  взаимодействия с  заинтересованными  органами и организациями о случаях утери контроля над источниками ионизирующего излучения в т.ч. по информированию органов Роспотребнадзора о таких ситуациях.

 2.3. Обеспечить   своевременную  подготовку кадрового состава управлений и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» на курсах усовершенствования и переподготовки.

2.4. Провести анализ готовности управлений и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора к аварийному реагированию на примере опыта полученного в ходе работ связанных с аварией на японской АЭС «Фукусима-1» и предусмотреть мероприятия в планах основных организационных мероприятий на 2012 год  по повышению готовности к аварийному реагированию.

3. ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора»:

3.1. Подготовить предложения по совершенствованию аппаратурного, кадрового и методического обеспечения аварийного реагирования и направить в Роспотребнадзор до 1 декабря 2011 года.

3.2. Подготовить предложения по повышению качества выполняемых, организациями Роспотребнадзора исследований, параметров ионизирующего излучения направить в Роспотребнадзор до 1 декабря 2011 года.

4. Санкт-Петербургскому НИИ радиационной гигиены им. проф. П.В. Рамзаева ускорить разработку комментариев  к нормам радиационной безопасности НРБ-99/2009.

 

Руководитель                                                                          Г.Г. Онищенко