«Назад

Итоги рассмотрения обращений по вопросам защиты прав потребителей, поступивших в управление Роспотребнадзора по Саратовской области в 2017 году

Итоги рассмотрения обращений по вопросам защиты прав потребителей, поступивших в управление Роспотребнадзора по Саратовской области в 2017 году

За  2017 год  в адрес управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области поступило 4823  обращений по вопросам защиты прав потребителей, что ниже  уровня 2016 года 1,9 % (2016 год – 4918 обращений) и составляет 50,0  % от общего количества поступивших в Управление обращений. В общем количестве обращений 16,5 % (798 обращение) занимает доля устных обращений (2015 год – 665 устных обращения), по которым предоставлены разъяснения и консультации.

Большая часть письменных  обращений по вопросам защиты прав потребителей (48,5 %  или 1954 обращений) поступило в Управление от граждан; 1875 обращений (46,6 %) поступило от органов государственной власти и органов местного самоуправления; от общественных объединений – 50 обращение (1,2 %).

Удельный вес обращений на нарушения прав потребителей в сфере оказания услуг от количества «потребительских» обращений  составляет 52,2  %  (2519 обращений).  Тенденция превалирования обращений по вопросам оказания услуг соответствует соотношению уровня обращений на территории Российской Федерации. Данный рост произошел вследствие увеличения  количества обращений потребителей по вопросам защиты их прав в сфере финансовых услуг, услуг связи.

В сфере услуг основной объем обращений касается вопросов финансовых услуг 20,0 %,  услуг связи 14,5 %, жилищно-коммунальной сферы 13,7 %, бытового обслуживания населения – 11,5 %. 

В розничной торговле в 2017 году большинство жалоб (65,8 %) касались обстоятельств приобретения непродовольственных товаров, главным образом – технически сложных, между тем,  наблюдается снижение данного показателя  на 21,3  % в сравнении с 2016 годом (удельный вес от общего количества обращений в сферах розничной торговли). По итогам 2017 года наблюдается значительный рост (практически в 2 раза)  удельного веса обращений по вопросам дистанционной торговли к общему количеству обращений в сфере торговли – 6,3 %.

В результате рассмотрения обращений Управлением принимались меры, направленные на защиту нарушенных прав  граждан (на конец отчетного периода рассмотрено 4706 обращения). В 85,3  % случаев заявителям были даны необходимые разъяснения, 18,1 % обращений  направлено на рассмотрение в другой государственный орган или  орган местного самоуправления в соответствии с установленной  компетенцией. По результатам рассмотрения 302 обращения явились основанием для проведения проверки, проведения административного расследования, по 270 из которых   были возбуждены дела об административных правонарушениях.

Отдел защиты прав потребителей

Специалисты Управления оказывают так же и правовую помощь потребителям по защите их нарушенных прав и  интересов в судебном порядке. В 2017 году  по 93 обращениям граждан Управлением направлены исковые заявления в суды.

Структура исков следующая:

78 - по фактам нарушения прав потребителей в рамках розничной торговли, 7 из которых – розничной торговли продовольственными товарами, 22 – дистанционной торговли, 8 - торговли по образцам, 41 – розничной торговли непродовольственными товарами;

 4 -  бытовое обслуживание населения;

3 - туристские услуги;

2 – финансовые услуги;

2 – образовательные услуги;

По 1 исковому заявлению  –  жилищно-коммунальные услуги; медицинские услуги;  риэлтерские услуги;  прочие виды деятельности.

В числе основных причин, вызвавших обращения граждан, по-прежнему являются непредставление хозяйствующими субъектами информации о товарах (работах, услугах), их продавцах (исполнителях, изготовителях), нарушение сроков исполнения услуг, а также продажа товаров (оказание услуг) ненадлежащего качества, включение в договора с потребителями условий, ущемляющих их права.

Значительное место в деятельности Управления занимает профилактическая работа, направленная на защиту прав потребителей, в результате чего в добровольном порядке удовлетворено 638 обращений гражданско – правового характера, тем самым предотвращено  ущерба имуществу потребителей  при оказании услуг, реализации товаров, не соответствующих требованиям потребительского законодательства  на сумму около 3,7  млн. руб.

Отдел защиты прав потребителей