«Назад

Информация для потребителей: о выходе из строя бытовых электроприборов вследствие перепадов напряжения в электросети

Информация для потребителей: о выходе из строя бытовых электроприборов вследствие перепадов напряжения в электросети

 

Очень часто происходят случаи поломки бытовой техники потребителя в результате перепадов напряжения в электросети.  Досудебные переговоры с поставщиком электроэнергии по вопросу возмещения вреда их имуществу   часто не приводят к положительному результату, и потребители вынуждены обращаться в суд.  

Но и здесь все непросто! Складывающаяся судебная практика по этому вопросу неоднозначна. Часто суды отказывают потребителям в удовлетворении их требований по таким спорам,  ссылаясь на недоказанность потребителями причинно-следственной связи между возникшими последствиями в виде выхода из строя бытовой техники и действиями поставщика по поставке электроэнергии.

А вот с  позиции некоторых судов исключительно управляющая организация многоквартирного дома несет ответственность перед собственниками помещений за  качество поставляемой жильцам электрической энергии.  

Прояснил ситуацию по этим вопросам Верховный Суд Российской Федерации в своем первом обзоре судебной практики 2017 года  (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017). В п. 5 Обзора изложен  спор, рассматриваемый Судебной  коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации (Определение N 26-КГ16-12), и указано, что  «в случае причинения вреда имуществу потребителя, произошедшего в результате перепада напряжения в электросети, бремя представления доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение обязанностей по договору энергоснабжения, возлагается на энергоснабжающую организацию», при этом отметив, что отметил, что за надежность обеспечения потребителей электричеством и его качество отвечают субъекты электроэнергетики, подчеркнули судьи (п. 1 ст. 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике"), а вред, причиненный имуществу гражданина вследствие ненадлежащего предоставления услуги, подлежит возмещению лицом, оказавшим эту услугу, независимо от его вины (ст. 1095 Гражданского кодекса). При этом согласно ст. 1098, п. 5 ст. 14 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).

Как видим, законодательство справедливо относит потребителя к более слабой стороне спора  и возлагает  на более сильную сторону бремя доказывания в суде наличия  оснований для ее освобождения от ответственности.

 

Отдел защиты прав потребителей

 





«Горячая» линия Управления Роспотребнадзора по Саратовской области – 8-800-100-1858